многоканальный пн-пт 09.00 - 18.00
РФ г. Москва, Березовая аллея,
д. 5А, стр. 6, оф. 15
Меню
Поиск по сайту
МоскваМосква
Международная транспортно-логистическая компания «Межтрансавто» Москва, Россия
127273, г. Москва, ул. Берёзовая аллея, д. 5А стр. 6, офис 15
пн-пт 9.00-18.00
Языки общения: русский, английский
Санкт-ПетербургСанкт-Петербург
Международная транспортно-логистическая компания «Межтрансавто» Санкт-Петербург, Россия
пн-пт 9.00-18.00
Языки общения: русский, английский
ВладивостокВладивосток
Международная транспортно-логистическая компания «Межтрансавто» Владивосток, Россия
пн-пт 9.00-18.00
Языки общения: русский, английский
МюнхенМюнхен
Piechlerstrasse 18b 86356 Neusaess, Germany
пн-пт 7.00-17.00 (По местному времени)
Языки общения: немецкий, английский, русский, украинский
ШанхайШанхай
MTA Forwarding Co (Russia)
SHANGHAI, PUDONG NEW DISTRICT, 1628 LIZHENG ROAD, BUILDING1,OFFICE 285
пн-пт 9.00-17.00 (по местному времени)
Языки общения: китайский, английский, русский
ГуанчжоуГуанчжоу
MTA Forwarding Co (Russia)
26 Wenchuandong Rd, Huangpu district, Guangzhou city, China
пн-пт 9.00-17.00 (по местному времени)
Языки общения: китайский, английский, русский
ПрагаПрага
MPM Logistic s.r.o
Politických vězňů 1233, 25101 Říčany
пн-пт 9.00-17.00
Языки общения: чешский, немецкий, английский, русский
ВеронаВерона
MTA Forwarding Co (Russia)
STL, Via Sommacampagna 22/A 37137 Verona (VR) - Italy
пн-пт 8.00-17.00
Языки общения: русский, итальянский
РигаРига
Транспортная компания «Межтрансавто» Рига, Латвия
Deltra LLC VAT LV40103918719 24 Dzirnieku str., Marupe, LV-2167, Latvia GATE A
пн-пт 9.00-17.00
Языки общения: латышский, русский
ВильнюсВильнюс
Транспортная компания «Межтрансавто» Вильнюс, Литва
Velesas UAB, Gaujos str. 22, LT 02121
пн-пт 9.00-17.00
Языки общения: литовский, русский
СтамбулСтамбул
HADIMKÖY - ARNAVUTKÖY/İSTANBUL
HASTANE MAH. HADIMKÖY – İSTANBUL CAD. NO:82/1
пн-пт 9.00-17.00
Языки общения: турецкий, русский
Нью ЙоркНью Йорк
EAGLE-PRO LLC | MTA
455 Carson Drive, Bear, Delaware, 19701
пн-пт 9.00-18.00
Языки общения: английский, русский

Итоги 2020 года

2020 год стал сложным для экономики всех стран. Вводимые карантинные ограничения в течение года, негативные ожидания, воплощенные в коллективное сознание, программировали торможение экономической деятельности.

Контейнерный рынок России – рост несмотря на снижение экономики

Объемы контейнерных перевозок в России растут пятый год подряд. 2020 год не стал исключением и впервые показал положительную динамику при замедлении макропараметров. По итогу года ожидается, что рост контейнерного рынка России составит 11% в годовом выражении. Последние годы драйверами рынка остаются экспортные и транзитные направления.

Если разложить текущий год по кварталам, то

  • I квартал.
  • Рост рынка на 9% относительно 2019 года. Динамика соответствовала нашим ожиданиям. В феврале–марте росли опасения по поводу вспышки Covid-19 в Китае. Китай стал вводить ограничения, что в дальнейшем отразилось на цепочках поставок;

  • II квартал.
  • Рост рынка на 6% относительно 2019 года. Рынок осознал, что Covid-19 стал серьезной угрозой для роста экономики. Прогнозы экономистов до конца года по всем странам стали уходить в отрицательную зону. Контейнерный рынок России c апреля начал охлаждаться, но не ушел к отрицательным значениям – несмотря на падение импорта на 7% в годовом выражении – поддержку рынку оказали транзитные маршруты Китай–Европа;

  • III квартал.
  • Рост рынка на 13% относительно 2019 года. Первая волна Covid-19 прошла. Китай начал активно восстанавливать экономику, главным образом, за счет стимулирования внутреннего потребления. Рост демонстрировали индексы ожиданий менеджеров по закупкам (PMI). Контейнерный рынок России отыграл охлаждение во II квартале. С сентября стала наблюдаться положительная динамика импорта относительно 2019 года. Мы связываем это c перераспределением затрат населения с услуг на товары;

  • IV квартал.
  • Рост рынка на 15% относительно 2019 года. Во вторую волну Covid страны не вводили жестких ограничений. Рынок продолжил восстановление на фоне положительных новостей о разработке вакцины многими странами. Продолжавшийся с сентября резкий рост экспорта из Китая в США привел к нехватке контейнеров в Китае. Из-за этого наблюдался рост ставок на маршрутах из Китая, в т.ч. в Россию. В конце года на некоторых маршрутах уже нельзя было заказать перевозку – перевозчики вводили stop booking, т.е. закрывали бронирование.

Топ-10 трендов контейнерного рынка 2020, которые вы должны знать

1. Нехватка контейнеров привела к росту ставок на перевозки из Азии

С октября сначала в северных портах Китая – Шанхай, Нинбо, в дальнейшем во всем Китае и других странах Азии стала наблюдаться серьезная нехватка контейнерного оборудования. Высокий спрос на контейнеры привел к росту фрахтовых ставок более чем в два раза на маршрутам в Северную Америку и Европу по спотовым заказам.

Почему это произошло?

Причина, как ни странно, – Covid-19. Вводимые карантинные ограничения в течение года привели к общему снижению потребительского спроса и снижению перевозок в мире в первом полугодии. Также вводились карантинные ограничения, включая те, что повлияли на работу персонала в портах и транспортных компаниях. Это привело к замедлению движения контейнеров по всей цепочке. Стоит отметить, что Китай также сократил выпуск новых контейнеров в условиях низкого спроса. При этом, по оценке Drewry, текущего объема контейнерного флота достаточно для удовлетворения спроса на контейнерные перевозки. Но восстановление спроса на перевозки со второго полугодия, масштабы которого застали всех врасплох, при медленной обработке контейнеров в портах назначения привели к нынешней нехватке контейнеров в ключевых портах.

2. Транзит из Азии через порты Дальнего Востока России в Европу

Летом 2019 года FESCO совместно с «РЖД Логистикой» запустили сервис Trans-Siberian LandBridge – маршрут, объединяющий Азию и Европу через порты Дальнего Востока и Транссибирскую магистраль. В дальнейшем к развитию направления присоединились «Трансконтейнер» и Maersk. В августе 2020 года для поддержки перспективного маршрута правительство России подписало постановление о субсидировании ЖД ставки части в размере $1 000 за 40-футовый контейнер. Мы видим, что субсидии работают, по итогам 2020 года, объем транзита Азия – Дальний Восток России – Европа составит более 8 тысяч TEU.

3. Контейнеризация на российском рынке еще не исчерпала себя

Про контейнеризацию мы слышим не первый год. Мы видим, что все новые и новые компании переходят на логистику в контейнерах.

В 2020 году наиболее ярко эта тенденция проявилась на рынке стальной продукции. Сталь переходит в контейнер уже давно. Но в 2020 году мы отмечаем наибольшую миграцию объемов. В текущем году транспортировка стали на сети РЖД в контейнерах, по нашим оценкам, вырастет почти в два раза – до 110 тысяч TEU.

Помимо металлургической отрасли контейнеризация наблюдалась и у производителей леса. Из-за нашествия короеда в Европе производителям приходилось экспортировать балансовую древесину под переработку в целлюлозу. Для транспортировки в Китай был выбрал маршрут через Россию в контейнерах. По итогам года мы впервые увидели перевозки «балансов» в контейнерах.

4. Увеличение доли Дальнего Востока в структуре контейнерного рынка России

Увеличение фрахтовых ставок, возрастающая ценность скоростных перевозок и стабильности поставок привели к перетоку объемов с маршрутов Deep Sea (из Китая морем до Санкт-Петербурга) на Дальний Восток. Объем импорта через Дальний Восток по итогам 11 месяцев составил 514 тысяч TEU увеличившись на 11%, в то время как в Санкт-Петербурге грузовая база сократилась на 8% – до 904 тысяч TEU.

В экспортном направлении доля Дальнего Востока в структуре контейнерооборота также увеличилась. Здесь играют роль два основных фактора. Во-первых, выход предприятия «Запсибнефтехим» на проектную мощность выпуска полимеров (подробнее о этом читайте ниже). Во-вторых, увеличение объемов экспорта цветных металлов. В 2020 году прирост грузовой базы составил около 70 тысяч TEU, а доля портов Дальнего Востока в структуре контейнерного экспорта относительно предыдущего года выросла на 2 процентных пункта.

Таким образом, Дальний Восток продолжил увеличивать долю в объемах перевалки внешнеторговых грузов.

5. Увеличение доли сухопутных пограничных переходов с Китаем в структуре контейнерного рынка России

Во время эпидемических ограничений в портах по всему миру и при последующей разбалансировке морской и авиационной логистики железная дорога продемонстрировала грузовладельцам стабильность как сроков доставки, так и наличия подвижного состава. Эпизодически возникали краткосрочные конвенционные ограничения, связанные со скоплением вагонов на погранпереходах с Китаем, но существенного влияния на перевозки это не оказало.

На внешнеторговых направлениях, балансирующих железнодорожную логистику, доля отправок через сухопутных погранпереходы с Китаем продолжила увеличиваться и достигла 14% от общего объема импорта и экспорта. В 2020 году впервые крупные грузоотправители северо-западных регионов массово переходили к отправкам в Китай контейнерными поездами напрямую по железной дороге.

6. Рост потребности в фитинговых платформах

Рост транзита Китай–Европа, Азия – Дальний Восток России – Европа, а также внешторговых поставок через сухопутные маршруты, привел к тому, что время оборота вагонов между погрузками выросло. Доля перевозок на расстояние свыше 2 тысяч километров увеличилась с 67% до 71%. Соответственно возросла и потребность в подвижном составе. Дефицита вагонов при этом не возникло – операторы своевременно разместили заказы на строительство новых вагонов и по итогам года парк фитинговых платформ на сети РЖД превысил 77 тысяч.

7. Сибур стал крупнейшим контейнерным экспортером России

В последние годы «Сибур» работал над запуском производства полипропилена и полиэтилена в Тобольске. Речь шла о рекордных для одного экспортера объемах поставок. Компания приложила много усилий, чтобы подготовить к пуску предприятия и рынок, и контейнерных операторов, поэтому появление столь крупного спроса на перевозку к счастью не стало для них неожиданным. Операторы наращивали парк платформ, оптимизировали текущие и открывали новые маршруты для формирования лучшего логистического решения под новый грузопоток. По нашим оценкам, исходя из количества отправляемых поездов в неделю «ЗапСибНефтехим» вышел на первое место по отправкам контейнеров в экспорте, потеснив производителей леса и целлюлозы.

8. Изменения на рынке операторов фитинговых платформ

Сложившаяся положительная динамика объемов совпала с ослаблением монополизации рынка, это простимулировало развитие конкуренции. Относительно предыдущего года снизились и цены на вагоны. Совокупность этих факторов позволила малым и средним логистическим компаниям увеличить численность вагонов в оперировании. Таким образом доля компаний, имеющих от 500 до 3000 вагонов, увеличилась с 28% до 32%. Важно отметить, что ближе к концу года была создана компания «РЖД Бизнес Актив» – дочерняя операторская компания РЖД, специализирующаяся на контейнерных перевозках, в планы которой входит стать одним из крупнейших операторов с парком более 30 тысяч вагонов.

9. Увеличение импорта и продаж китайских автомобилей в России

По итогу 11 месяцев 2020 года объемы продаж легковых автомобилей в России, по данным AEB, снизились на 10%. При этом заметно возросли продажи китайских легковых автомобилей в России. За период январь–ноябрь 2020 года продажи китайских авто в России составили почти 50 тысяч штук, что на 68% больше, чем годом ранее. Благодаря «оптимальному соотношению цены и качества, внешнему виду и хорошему оснащению» (источник «Автостат») китайский автопром в текущем году занял долю на рынке продаж в 3,6% против 1,9% в 2019 году.

Часть автомобилей ввозится уже в собранном виде, а, например, открытый в 2019 году завод Haval в Тульской области, импортирует компоненты.

10. Открытие китайского рынка для российской мясной продукции

За 10 месяцев 2020 года экспорт мясной продукции из России в Китай возрос в 2,6 раза – до 130 тысяч тонн. Основной прирост обеспечили увеличение поставок куриного мяса и начало поставок мяса крупного рогатого скоты. Одна из основных причин роста – аттестация китайской стороной двух российских предприятий - производителей говядины и открытие китайского рынка для поставок мяса птицы из России в 2019 году. Также рост экспорта в Китай связан с тем, что из-за африканской чумы свиней Китай потерял около 40 процентов поголовья и поэтому увеличил импорт всех видов мяса.

Какие ожидания мы формируем на 2021 год

1. Повсеместное распространение вакцины окажет положительное влияние на настроения и рост экономик стран;

2. Ожидаемый рост мировой экономики увеличит спрос на российский экспорт, в том числе в контейнерах;

3. В первом полугодии произойдет возврат к нормальному ритму цепочек поставок, и, как следствие, снизятся ставки на рынке;

4. Неопределенность потребительской модели и структуры импорта. В 2020 году мы видели рост спроса на одни товары (например, товары для организации home office) и снижение на другие (например, товары для сегментов HoReCa, моды). Как будет вести себя потребление в 2021 году, сегодня спрогнозировать трудно;

5. Морские перевозчики во втором полугодии, стараясь снизить напряженность с нехваткой контейнеров, использовали услуги по гарантированному выделению контейнера, места на судне и другие услуги премиум-класса. Мы ожидаем, что морские операторы и дальше будут расширять линейку услуг и в условиях роста электронной коммерции будут становиться гибче для грузовладельцев;

6. Контейнеризация в России себя не исчерпала, в 2021 году мы вновь увидим переход новых производителей на транспортировку груза в контейнерах;

7. В первом полугодии 2021 года будет темпы прироста контейнерного рынка на фоне низкой базы первого полугодия 2020 года будут высокими;

8. На российском контейнерном рынке появились новые операторы, что увеличит конкуренцию и окажет положительное влияние на развитие отрасли;

9. Риск торговой войны США и Китая сохраняется. Как новый избранный президент будет управлять торговыми соглашениями с Китаем, ЕС и другими партнерами, еще предстоит увидеть. Вероятно, напряжённость будет спадать, но здесь по-прежнему сохраняется неопределенность;

10. Запрет на экспорт необработанной древесины из России начнет действовать с 2022 года. Но импульс для увеличения доли переработки и активная контейнеризация данной продукции будет заметна уже с 2021 года.

Источник:  https://www.fesco.ru/