РФ г. Москва, Березовая аллея,
д. 5А, стр. 6, оф. 15
У участников внешнеэкономической деятельности осложнилась жизнь в связи с введением Федеральной таможенной службой обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых в Таможенный союз автотранспортом. Перевозчики признают, что идея сама по себе хорошая, но опасаются, что она превратится в формальность: электронная система ФТС часто дает сбои, у перевозчиков появились дополнительные расходы на брокеров и значительно увеличился объем бумажной волокиты
«А у нас про вас ничего нет»
Суть системы в том, что сведения обо всех товарах подаются отправителем, перевозчиком или получателем через бесплатный раздел портала ФТС не менее чем за 2 часа до ввоза. Специалисты выбирают объекты контроля еще до прибытия транспортного средства.
«Часто получается так, что предварительная информация не доходит до таможенного поста, и тогда все надо начинать оформлять заново, что затягивает процесс в два раза, - утверждает вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло. - На сегодняшний день мы не добились даже того, чтобы предварительные сведения гарантировано оказывались у таможенного инспектора в режиме реального времени, чтобы решение о выпуске товаров готовилось уже на стадии подачи предварительной информации. Теперь, если информация не поступает вовремя, смысл предварительного информирования теряется».
В пресс-службе ФТС «эпизодические сбои» объясняют «большим наплывом сообщений». В такой ситуации водителю нужно связаться со своей транспортной компанией, которая подавала сведения. Они, заверили в ФТС, никуда не потеряются, и водителя все равно «в конце концов примут». А если сведения все-таки не удастся найти, то можно пожаловаться в региональное таможенное управление, где находится пункт пропуска.
Заместитель гендиректора ООО «Траско» (транспортно-экспедиционная компания) Александр Шилинчук не исключает, что сбои в системе ФТС могут быть связаны со злоупотреблениями брокеров и сотрудников таможенных органов на погранпереходах.
«Требуется слишком подробная предварительная информация. На это уходит лишнее время и возникают проблемы с защитой персональных данных, поскольку электронные базы недостаточно защищены. Брокеры могут начать продавать базы клиентов с подробнейшей информацией о грузах, их получателях и отправителях», - допускает он.
В ФТС на это ответили, что перечень необходимых сведений определен Кодексом Таможенного союза (статьи 159, 182), поэтому объем предварительной информации нельзя для простоты «сократить».
Дорогие посредники
Еще одна претензия перевозчиков к новым правилам: рост расходов на брокеров, оказывающих услуги в оформлении документов. Цены их услуги составляют от 1 до 5 евро за один код товара. «У нас был груз на 45 разных групп товаров, - приводит пример Александр Шилинчук. - Предварительное информирование через брокеров в Бресте с отправкой туда копий документов обошлось нам в 49 евро. Однако на границе выяснилось, что оформление сделано неверно, и нашему водителю пришлось оформляться у этого же брокера с оригиналами документов для всех партий груза, но уже за 240 евро. Фактически пришлось сделать 7 уведомлений для одного грузовика!»
«Нас атакуют перевозчики с просьбой оградить их от навязывания услуг коммерческих посредников в пунктах пропуска, которые влекут для них серьезные дополнительные затраты, – говорит замруководителя департамента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Виталий Шаманов. - Еще в 2006 году Владимиром Путиным было указано на недопустимость сращивания интересов коммерческих структур и государственных чиновников в пунктах пропуска. В 2008 году правительство приняло решение, не предусматривающее такой вид деятельности, как оказание платных околотаможенных услуг в пунктах пропуска. В результате коммерческие структуры должны быть выведены из пунктов пропуска».
Бумажные заботы
Крупные перевозчики могут и своими силами справиться с проблемой оформления, но для этого им нужно будет нанимать дополнительных сотрудников. Например, «Траско» (автопарк включает 200 автопоездов) планирует увеличить штат на 3 человека. Оформление - трудоемкий процесс, на грузы в 200 кодов уходит по 5-7 часов, отмечают в компании. Другие неудобства связаны с возросшей бумажной волокитой: приходится разрабатывать дополнительную документацию, допсоглашения с перевозчиками и клиентами, с субподрядчиками, новые формы транспортных заявок.
Начальник таможенного отдела IKEA в России Юлия Гертель (в месяц компания получает более 1000 грузов) акцентирует внимание на проблемах иностранных перевозчиков, которым затруднительно оформлять декларации на русском языке. «Сложности возникают как у получателя, так и у отправителя», - говорит она.
Уменьшения очередей на границе участники ВЭД ожидают только в отдаленной перспективе и сходятся во мнении, что предварительная информация прежде всего нужна самой таможне, чтобы минимизировать ценовые риски. Окончательную статистику по работе системы (с данными по регионам) ФТС обещает представить через 2-3 недели. Сейчас, сообщают в ведомстве, более 95% всех приезжающих на границу автоперевозчиков подают предварительные сведения. 17 июня таможней было получено почти 3 тысячи сообщений, тогда как в январе в день в среднем поступало не более 1,5 тысячи.
Скоро в обязательном порядке должны будут сообщать о ввозимых грузах и перевозчики на морских пунктах пропуска. ФТС уже подготовила соответствующее обращение в Евразийскую экономическую комиссию. В дальнейшем эти требования также распространятся на железнодорожный транспорт.
Опубликовано по данным газеты Известия и сайта tks.ru