РФ г. Москва, Березовая аллея,
д. 5А, стр. 6, оф. 15
Казахстан подтвердил планы полностью завершить модернизацию своих НПЗ к 2019 году и перейти на самообеспечение бензином и дизтопливом. Сейчас страна значительную долю топлива импортирует из России, основными поставщиками являются Омский НПЗ "Газпром нефти" и Орский НПЗ. По мнению собеседников "Ъ", рост местной переработки в Казахстане усилит конкуренцию, а маржа российских компаний на местном рынке снизится.
Казахстан к 2019 году собирается завершить модернизацию своей нефтепереработки и полностью обеспечить рынок собственным топливом, заявил вчера министр энергетики страны Канат Бозумбаев. "Объем переработки нефти должен возрасти с 14,5 млн тонн в год до 17,5 млн тонн. Таким образом, в 2019 году мы ожидаем исключение импортозависимости по ГСМ",— сказал он. Сейчас около трети от потребления бензина, в том числе весь высококачественный бензин, Казахстан импортирует из России.
В Казахстане три НПЗ — в Павлодаре, Чимкенте и Гурьеве (Атырау), в 2016 году они переработали 14,5 млн тонн. В результате модернизации мощности НПЗ в Гурьеве увеличатся с 5 млн до 5,5 млн тонн, в Чимкенте — с 4,5 млн до 6 млн тонн, в Павлодаре — с 6 млн до 7 млн тонн. Завершение модернизации в Павлодаре и Гурьеве планируется в 2017 году, в Чимкенте — в 2018 году. На данный момент НПЗ не могут производить топливо стандартов выше "Евро-3", более качественное топливо завозится из России. В 2016 году Казахстан за счет собственной переработки закрыл 70,2% потребления бензина, 88% — дизельного топлива, 49,8% — авиакеросина. По данным железнодорожной статистики, в прошлом году Казахстан импортировал из РФ 2,2 млн тонн нефтепродуктов, из которых 1,1 млн тонн бензина, 0,4 млн тонн дизеля и 0,26 млн тонн авиакеросина. Из этого объема 1,2 млн тонн пришлось на Омский НПЗ "Газпром нефти", почти все остальное — на Орский НПЗ "Фортеинвеста". В компаниях не стали комментировать, как повлияет на них модернизация НПЗ в Казахстане.
Из-за высокой доли импорта из России казахстанский рынок нефтепродуктов находится в постоянной зависимости от динамики российского рынка, а также от изменения курса рубля к тенге. Хотя традиционно розничные цены на топливо в Казахстане были регулируемыми, власти страны были вынуждены отпустить в 2015 году цены на бензин АИ-92, а в прошлом году — и на дизельное топливо, чтобы избежать дефицита. При этом был введен запрет на экспорт бензина за пределы ЕАЭС, который сохраняется до сих пор. Астана рассчитывает, что развитие собственной нефтепереработки позволит более полно контролировать ценовую ситуацию на топливном рынке.
Но, как отмечают собеседники "Ъ" в отрасли, эти ожидания могут не оправдаться, поскольку сейчас розничные цены на моторное топливо в России из-за более высокой доли налогов существенно выше, чем в Казахстане. В результате происходит "вымывание" бензина с местного рынка (как минимум, жители приграничных областей России предпочитают заправляться в Казахстане), что приводит к выравниванию цен. Эта тенденция может приобрести иной масштаб в случае реализации серых схем "реэкспорта" бензина, поставленного из России в Казахстан, обратно в РФ. Сейчас масштаб проблемы ограничен прежде всего тем, что в России разрешен оборот только топлива класса "Евро-5", которое в Казахстане не производится. Если Казахстан пойдет по пути выравнивания налоговой нагрузки на потребителя с российской, маржа игроков на этом рынке, в том числе российских компаний, сократится.
Модернизация казахстанских НПЗ усугубит профицит бензина, который уже ощущается на российском рынке, отмечает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". "Это означает рост конкуренции и сокращение доходов нефтекомпаний и владельцев АЗС, но потребитель выиграет",— считает он.