Тяжелая доля воздушных грузовых перевозок
30.06.2015
Грузовые авиаперевозки никогда не занимали большой доли на рынке транспортировки товаров. Сегодня темпы роста их объема снижаются. Временная ли это тенденция, или по итогам года авиаперевозчикам удастся нарастить объемы?Грузовые авиаперевозки никогда не занимали большой доли на рынке транспортировки товаров. Сегодня темпы роста их объема снижаются. Временная ли это тенденция, или по итогам года авиаперевозчикам удастся нарастить объемы?
Цифры и факты
Российские авиакомпании за 5 месяцев 2015 года увеличили грузооборот на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го – до 2,2 млн т-км, говорится в материалах Росавиации. Причем на международных линиях на 19,9%, а вот во внутреннем сообщении объем перевозок упал на 16,2%. Нельзя не отметить, что динамика роста снижается.
Напомним, что за 3 месяца 2015 года грузооборот российских авиакомпаний вырос на 20,3%, до 768,9 млн т-км. Однако в мае 2015-го рост несколько замедлился – до 10,7% по отношению к маю 2014-го.
По мнению старшего аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилла Никоды, существующий перекос в грузообороте воздушным транспортом по направлениям объясняется ростом крупнейшей компании «ЭйрБриджКарго», в частности, ее активной работой на международных маршрутах.По данным самого перевозчика, за 5 месяцев текущего года рост тоннажа составил 16% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. «С января по май авиакомпания перевезла 180 605 т грузов по своей маршрутной сети, соединяющей Европу, Азию и США через Россию. В настоящее время авиакомпания «ЭйрБриджКарго» выполняет регулярные рейсы в 26 направлениях в 14 странах флотом из 14 грузовых «Боинг-747», – сообщают в пресс-службе компании.К. Никода полагает, что текущий год будет позитивным для мировой авиаотрасли, в частности, благодаря снижению цен на нефть и топливо.Однако, по расчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), темпы роста мирового рынка грузовых авиаперевозок несколько замедлятся в сравнении с прошлым годом, до 5,5%. Выручка прогнозируется на уровне $62 млрд, объемы перевозок – 54,2 млн т.По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, по итогам 2014 года объем грузоперевозок воздушным транспортом составил 1036 тыс. т, что на 3,5% больше, чем в 2013-м. Объем грузооборота в 2014 году составил 5,2 млрд т-км, что на 4% больше, чем в 2013-м. Международные перевозки грузов и почты демонстрировали рост в 2014 году на 7,5%. Внутренние перевозки при этом снизились на 5,1%. Наибольший объем авиаперевозок грузов и почты в 2014 году пришелся на международные перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ – 716,5 тыс. т. В целом же тенденция 2014 года продолжается.Причины и следствиеРуководитель альянса Associated Cargo Experts Мирослав Золотарев уверен, что снижение объемов внутренних грузовых авиаперевозок сохранится и даже усилится, если не предпринимать никаких действий по стабилизации и поддержке отрасли в России. «На рост международных авиаперевозок прежде всего влияет увеличение международного транзита, выполняемого российскими авиакомпаниями, то есть он не связан напрямую с объемами грузов, производимых экономикой России, а следовательно, является косвенным показателем состояния отрасли», – поясняет он.По мнению М. Золотарева, на данный момент основными проблемами отрасли в России можно назвать устаревший парк воздушных судов (20% авиакомпаний имеют грузовые суда, из 134 грузовых самолетов на рынке 88% российские, 12% – иностранные, при этом иностранными судами перевозится 50% грузов).«Кроме того, с 2000 года численность аэродромов сократилась на 30%. Также на снижение объема перевозок внутри страны оказывает негативное влияние несовершенство существующей схемы организации грузовых перевозок. Московский авиационный узел обрабатывает более 60% грузопотока, испытывая дефицит пропускной способности, в то время как аэропорты Новосибирска, Красноярска и Екатеринбурга используются лишь на 50%, а мощности в Хабаровске – на 60%», – сетует он.Также среди причин, которые мешают развитию региональных перевозок, эксперты называют как отсутствие крупных логистических операторов, способных организовывать грузовые перевозки с минимальной стоимостью за счет мультимодальности, так и недостаточно развитую инфраструктуру в аэропортах.«Сегодня существуют проблемы стыковки между разными видами транспорта. Сформировался замкнутый круг: ценовая политика региональных аэропортов далека от гибкой, в то же время ценовая конкуренция с другими видами транспорта не позволяет формировать объем авиационного груза, достаточный для развития инфраструктуры аэропортов», – комментирует М. Золотарев.Отсутствие конкуренции мешает развитиюПо мнению экспертов, одна из сегодняшних проблем – это отсутствие конкуренции на рынке. По оценкам Центра ГА и Минтранса России, привлечение мультимодальных операторов, иностранных компаний на рынок и создание аэропортов-конкурентов – все это приведет к увеличению грузооборота в 2 раза, что даст дополнительный доход в $3–4 млрд в год.Например, Emirates уже использует Домодедово как транзитный хаб по маршруту Дубай – Москва – Франкфурт – Дубай, имея грузовой самолет В777 на маршруте. Так, Singapore Airlines использует Домодедово как хаб на маршруте Сингапур – Москва – Хьюстон.«Важно повысить привлекательность российских аэропортов в качестве логистических центров для иностранных авиакомпаний путем увеличения числа стоянок воздушных судов, улучшения состояния аэропортов, повышения количества квалифицированного персонала, оптимизации стоимости обслуживания. Создание свободных экономических зон в аэропортах-хабах привлечет дополнительные торгово-промышленные мощности. Нужно внедрить международный стандарт e-freight и полностью перейти на безбумажное оформление транзитных грузов», – уверен М. Золотарев.