en
пн-пт 09.00 - 18.00

РФ г. Москва, Березовая аллея,
д. 5А, стр. 6, оф. 15

Меню
РоссияРоссия
Международная транспортно-логистическая компания «Межтрансавто» Москва, Россия
127273, г. Москва, ул. Берёзовая аллея, д. 5А стр. 6, офис 15
пн-пт 9.00-18.00
Языки общения: русский, английский
КитайКитай
MTA Forwarding Co (Russia)
200080 Shanghai, Wujin Rd., 289, Hongkou, office 1020
26 Wenchuandong Rd, Huangpu district, Guangzhou city, China
пн-пт 9.00-17.00 (по местному времени)
Языки общения: китайский, английский, русский
ТурцияТурция
HADIMKÖY - ARNAVUTKÖY/İSTANBUL
HASTANE MAH. HADIMKÖY – İSTANBUL CAD. NO:82/1
пн-пт 9.00-17.00
Языки общения: турецкий, русский
Европейский союзЕвропейский союз
Velesas UAB
Gaujos str. 22, LT 02121, Vilnius
пн-пт 9.00-18.00
Языки общения: английский, русский

Окно в России – больше, чем окно

04.08.2011

Реализация Федерального закона № 394, вводящего на пограничных пунктах пропуска систему «единого окна» продолжается уже второй месяц и далеко не все в этом процессе идет гладко. Разобраться в ситуации и причинах проблем на границе, ТКS.RU помог сотрудник СЗТУ, отлично осведомленный обо всех перипетиях внедрения системы «единого окна» в Северо-Западном регионе

За прошедшее с момента вступления закона в силу время,  практически все средства массовой информации, включая ТКS.RU, писали о возникших сложностях на границе, очередях и недовольстве перевозчиков. При этом единогласно назывался и основной виновник возникшей ситуации – ФТС,  которая, по мнению многих участников рынка, не сумела должным образом справиться с введением новой системы оформления. Причем в обсуждениях, практически никем не учитывалось то, что и у таможенной службы, внедрявшей ФЗ №394,  существуют объективные сложности, которые еще задолго до введения нового закона, запрограммировали ситуацию и привели ее к тому состоянию, которое мы имеем на сегодняшний день. Разобраться в ситуации, причинах проблем на границе ТКS.RU помог сотрудник СЗТУ отлично осведомленный обо всех перипетиях  внедрения системы единого окна в СЗФО.


TKS.RU:

Прежде всего, как вы оцениваете ФЗ № 394  и саму идею «одного окна» на границе?

- Идея абсолютно здравая. Кстати с этим согласны практически все, включая сотрудников таможни, участников ВЭД и перевозчиков. С точки зрения рационализации процедур таможенного оформления транзита в пунктах пропуска на границе реализация принципа «единого окна» абсолютно правильна и своевременна. Цель закона - упростить и сократить процедуру оформления грузов на границе, также вполне понятна, что подтверждается основными положениями закона.

Однако банальную и навязшую в ушах фразу «хотели как лучше, получилось как всегда» мне, к сожалению, придется повторить и в этом случае. Если попробовать резюмировать проблемы, с которыми мы столкнулись при организации системе «единого окна» СЗФО,  то их можно свести к трем – четырем взаимосвязанным группам,  которые я бы определил следующим образом :

- инфраструктура постов и программное обеспечения контроля;

- штатная численность сотрудников на постах;

- межведомственные противоречия.

Их совокупность в процессе реализации этого приказа и привела к увеличению времени оформления на границе вместо планируемого сокращения очередей.  К сказанному я бы добавил, что нам пришлось действовать в условиях достаточно жесткого дефицита времени.

Давайте начнем с конца. О предстоящем внедрении закона было известно с декабря 2010 года. Почему возник цейтнот?

- Здесь надо понимать, что кроме основного документа - ФЗ № 394, работу пунктов пропуска определяет еще целый ряд законодательных актов и нормативных документов, которые подписывались и вводились в действие параллельно закону. Фактически в целом ряде случаев нам приходилось разрабатывать свои собственные документы в условиях отсутствия необходимой нам информации. Разумеется,  все это, так или иначе, сказалось на их качестве.

Так,  например, под приказы Правительства  №109 и №110 должны быть разработаны перечни специализированных пунктов пропуска, разрешающие или запрещающие  ввоз различных групп товаров через определенные пункты на границе. Фактически  же эти перечни были опубликованы практически одновременно с введением закона в действие. Поэтому нам пришлось забежать вперед и  исходить из того, что все пункты пропуска являются специализированными.Соответственно этому  предположению был рассчитан штат необходимых сотрудников на постах. Впоследствии эти расчеты пришлось корректировать.

Мы стали изучать ФЗ №394 сразу же, как только получили эту возможность. Одновременно с этим мы начали понимать  какой объем работы на нас свалится,   прорабатывать варианты того, как все это будет происходить на практике. В январе 2011 в СЗТУ была организована рабочая группа по изучению задачи внедрения закона, в  ходе работы которой нам удалось достичь взаимодействия с иными контролирующие  органы, такими как  Россельхознадзор и РТИ,  с которыми мы работали достаточно конструктивно. Однако, надо понимать, что другие контролирующие органы, имеют свою вертикаль управления и  несколько иное территориальное подчинение.

На практике получилось, что  решать вопросы взаимодействия, например с  Северо-Западным отделением Россельхознадзора, который также контролирует  Санкт-Петербург и Ленинградскую область, было вполне  возможно. В тех  же регионах,  где контролирующие органы имеют отличное от СЗТУ территориальное подчинение, например в Псковской и Тверской области,  взаимодействие с управлением РСИ   было сложнее и, следовательно, заняло намного больше времени.

Кроме разработки нормативной базы по практическому внедрению закона мы продолжаем выполнять большой объем работ по передаче самих пунктов пропуска, их инфраструктуры и  весового оборудования   Росгранице и подконтрольному ей Росгранстрою. На согласование всех необходимых для этого документов также уходит достаточно много времени. К сказанному могу добавить, что до 1 июля прошлого года  за все за весовое оборудование и техническое оснащение  обустройство пунктов пропуска на границе отвечала таможня.  Росграница начала принимать от нас пункты пропуска в прошлом году. Соответственно был и переходной период, во время которого часть технических проектов, которые были уже начаты,  доводились нами до конца. Понятно, что все эти межведомственные согласования и бесчисленный  обмен документами также заняли  достаточно много времени.

Одна из новых функций таможен на границе – весовой контроль транспортных средств.  В каком состоянии находится весовое оборудование на границе сейчас? И кто отвечает за его исправность и правильное функционирование?

- Здесь тоже не обошлось без проблем. Закупки весов были централизованы, и для всех пунктов пропуска было закуплено однотипное оборудование. Оно неплохо используется на крупных МАПП - ах  с многополосными схемами движения, таких как  Торфяновка, Брусничное и  Бурачки.  Проблемы с монтажом весового оборудования  возникли в Ивангороде, где  пункт пропуска фактически  зажат между городом,  крепостью и рекой. Ввиду тесноты пункта,  пришлось организовывать реверсивное движение, что не улучшило ситуацию со скоростью прохождения транспорта. Однако,  в данном случае другого выхода просто не было.

Проблему с монтажом нового весового оборудования в Инвангороде усугубило еще и то, что перед этим пришлось снимать старое оборудование, принадлежащее Минтрансу, и соответственно согласовывать  этот вопрос.  В качестве временной меры в период  монтажа пришлось использовать временные весы, также принадлежащие  Минтрансу,  и опять согласовывать и увязывать с ведомством процедуру их использования.

Кстати говоря, новое весовое оборудование имеет ряд системных конструктивных недостатков. Так, например, согласно существующего проекта, используемые весы не оборудованы навесами от дождя и  снега. Понятно,  что во время сильных снегопадов, которые у нас на Северо-Западе являются обычным явлением,  работа таких весов будет сильно затруднена, а скорость весового контроля снижена.

Ситуация осложняется еще и тем, что ФГУП «РОСТЕК», который обеспечивал выполнение необходимых технических работ на погранпунктах, таких как уборка территории погранпункта, проведение погрузо-разгрузочных работ,  в этом году не выиграл конкурса на их проведение  и убрал с пунктов пропуска имеющуюся там технику. На сегодняшний день у Росгранстроя, в ведение которого перешли эти вопросы,  такой техники нет. Соответственно у нас появилась еще одна проблема, которая если ее не решить сейчас, обострится к зиме.

Известно, что программное оборудование, используемое таможней для  оформления транспортных средств на границе, вызывает большое количество нареканий. Многие видят причину увеличения времени оформления грузов на границе именно в этом.

- К сожалению, это правда. Работа программного обеспечения,  являющегося основным инструментом оформления, позволяющим заносить  соответствующую информацию о перевозчике и транспортном средстве, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Начнем с того, что программы,  предоставленные нам  Минтрансом, отвечающим за транспортный контроль, никак не интегрированы с программами таможни. То же самое можно сказать и в отношении программных средств иных государственных контролирующих организаций.

Таким образом, мы  находимся в разных нишах баз данных  в отношении других, контролирующих грузы на границе, ведомств. Кроме того, основным и системным противоречием,  не позволяющим  объединить все программы в одну,  заключается том, что мы работаем в закрытой системе.  Поэтому мы по определению не можем объединить все программы в одном окне.

В результате, сейчас инспектор должен поработать в одном окне, затем перейти в КПС ПП. Потом он заходит, например, в «Аргус»,  который тоже работает сам по себе. Понятно, что пропорционально числу используемых программ,  увеличивается время необходимое для внесения необходимой информации. Добавлю, что при этом большая часть информации о грузе и транспортном средстве повторяется. Единая система с полями других контролирующих груз и транспортные средства ведомств необходима сейчас на границах как воздух. Введение такой ЕАИС нам обещают уже который год. К сожалению,  приходится признать, что на скорое его внедрение вряд ли стоит рассчитывать.

Почему вам не добавят людей? Очевидно, что  это могло бы снизить остроту проблемы.

- Штатная численность, это самый больной для нас сейчас вопрос. Еще на стадии работы рабочей группы СЗТУ, о которой я уже говорил, мы попытались определить  штат, необходимый для того, чтобы справляться с новыми для нас задачами. Тогда в январе у нас получилось,  что нам для всех таможенных постов в автомобильных пунктах пропуска потребуется дополнительно 500 человек.  На последний по времени запрос Москвы о необходимой численности сотрудников таможни мы запросили 350 человек, думается что это реально взвешенный минимум того, что мы можем просить.

Сейчас вопрос  частично решается путем прикомандирования к нам сотрудников таможни из Уральского, Сибирского и Приволжского управлений. В соответствии с остротой сложившейся ситуации мы направляем их  в первую очередь на  Выборгскую, Кингисеппскую таможню, а также в Псков и Себеж. Используя эти ресурсы, нам приходится учитывать и тот фактор, что большинство из прикомандированных нам сотрудников таможни – не самые лучшие специалисты. Многие из них не обладают необходимыми знаниями для работы на пограничном пункте.

Поэтому на самых ответственных местах оформления мы используем своих сотрудников, которые прошли  этой зимой курсы соответствующей подготовки в РТА и ведомствах,  передавших нам свои функции. Увеличение штата, кстати,  принесло  свои плоды. Например, на  МАПП « Брусничное»  количество оформляемых в день машин увеличилось примерно на 30-40 единиц. 

Однако,  использование прикомандированных сотрудников является только частичным выходом из ситуации и попутно добавляет нам проблем с  их временным жилищным обустройством. Недавно в Выборгскую таможню было прикомандировано 150 человек. Понятно,  что в разгар лета  с их расселением в таком небольшом городе, как Выборг,  возникли определенные проблемы.

Есть правда и приятные для нас новости. Недавно ФТС приняло решение об увеличении штата ЖДТП Выборгской таможни. Но в каждой бочке меда есть своя капля дегтя. Время принятия на службу сотрудника в таможенных органах составляет примерно 2-4 месяца. За это время должны пройти объявление о конкурсе на должность, проверка новых сотрудников соответствующими службами.  Поэтому на фактическое прибавление штата мы можем рассчитывать не раньше чем несколько месяцев.

Добавил нам проблем  со штатной численностью морской  пассажирский пункт пропуска «Морской фасад», который недавно начал работать в штатном  режиме, и пассажирский поезд «Аллегро». Пока и  эти участки нашей работы обеспечиваются в основном  за счет прикомандированных сотрудников.

Спасибо за беседу и предоставленную информацию. Надеюсь, что у наших читателей появится повод объективно оценить работу СЗТУ и количество проблем, которые были решены сотрудниками управления. Думается,  что те, кто интересуется этой проблемой,  теперь обладают  более  полной информации  о величине и масштабах стоящих перед СЗТУ в этом году  задач,  решение которых зачастую выходит далеко за рамки регионального таможенного управления

Опубликованно по данным сайта TKS.RU